История Марий Эл

Республика Марий Эл не велика ни по территории, ни по населению. Но в марийской народной песне поется: «Марийский край — прекрасный край!»

Продолжительность: 12 минут

История Марий Эл


Республика Марий Эл не велика ни по территории, ни по населению. Но в марийской народной песне поется: «Марийский край — прекрасный край!» И действительно, он прекрасен. Среди лесов и полей раскинулись деревни и города. От деревни к деревне, из города в город пролегли дороги и тропинки, которые манят пройти и проехать по прекрасному марийскому краю, по земле Онара. Онар — добрый исполин, неутомимый труженик и бесстрашный заступник народа мари. Он силен, красив, благороден. Он более всех марийских героев воспет, возвышен над народом.


Республика Марий Эл с центром Йошкар-Ола расположена в центре Европейской части России, в среднем течении Волги. Если взглянуть на карту России Марий Эл граничит с Нижегородской и Кировской областями, с республиками Татарстан и Чувашия. Почти вся территория республики покрыта лесами: сосновыми, елово-пихтовыми и смешанными. Большая часть территории — заболоченная низменность, на востоке — холмы Вятского Увала.
Основные реки — Волга и ее левые притоки: Ветлуга, Рутка, Большая и Малая Кокшага, Илеть, северо-восток области относится к бассейну Вятки. История марийского края Марийцы — единственный в Европе народ, существенная часть которого не приняла ни ислам, ни христианство.

В течение длительного периода эта территория была ареной жестокой борьбы между Западом и Востоком, Европой и Азией, христианством и исламом, славянами и тюрками. Поэтому марийцы попадали в зависимость то от Хазарского Каганата, то от Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства. В середине XVI века Марийский край был присоединен к Русскому государству и с этого времени судьба народа мари тесно переплелась с историей России. До сих пор многие марийцы молятся в священных рощах, проводят языческие праздники, совершают обряды, дошедшие до наших дней со времен глубокой старины.


На территории республики Марий Эл сохранились археологические источники, относящиеся к первому тысячелетию до Рождества Христова. Так как письменности черемисы (современное название — мари) не имели до новейшего времени, то все сведения об истории Средней Волги связаны с русскими источниками. Черемисы впервые достоверно упоминаются в десятом веке в письме хазарского кагана Иосифа сановнику кордовского халифа Хасдаю ибн Шапруту. Предки современных марийцев между V и VIII веком взаимодействовали с готами, позднее с хазарами и Волжской Булгарией, которая находилась на территории современного Татарстана, и была в 1236 году уничтожена наступившими на Русь монгольскими войсками хана Батыя.


С образовавшейся после этого Золотой Ордой мари, по-видимому, состояли в союзнических отношениях. Между XIII и XV веком марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства. С IX века мари также входят в контакт с продвигавшимися на восток славянами Киевской Руси, заселившими на земле западных мари города Ростов, Галич, Ярославль, Суздаль, Владимир и в 1221 году Нижний Новгород. Постепенно западные мари по принятии христианства ославяниваются, нежелающие принимать христианство — бегут на восток, вглубь марийского края.


В средние века обычным делом становятся русско-татарские столкновения на марийских землях (при этом мари выступают на стороне татар). До поры до времени татары и мари одерживают верх, но потом Иван Грозный начинает войну: в 1551 году земли горных мари (правобережье Волги) попадают под контроль Москвы, а в 1552 году царские войска берут Казань, и луговые мари начинают платить Москве дань. Затем начинается планомерная колонизация: так, в 1555 году основаны Чебоксары, в 1583 — Козьмодемьянск, в 1584 — Царевококшайск, ныне Йошкар-Ола. Первая марийская грамматика Пуцека-Григоровича появилась в 1792 году.

Интеграция Марийского края в состав Российского государства продолжалась до конца XVI века. На его территории были основаны города-крепости, ставшие впоследствии административными центрами уездов. В 1574 году был основан первый в крае город Кокшайск, в 1583 году – Козьмодемьянск, в 1584 году – Царевококшайск (ныне – Йошкар-Ола). В составе Русского государства марийский народ сохранил свои права на пашню, луга, лесные, охотничьи, бортные угодья. Постепенно началось заселение Марийского края русскими. Русские крестьяне переселялись сюда из многих мест, но преимущественно из северных уездов Вятской губернии. Преимущественно русскими были заселены, к примеру, земли Юринской волости бывшего Васильсурского уезда Нижегородской губернии, которые с начала 1812 года принадлежали помещикам Шереметевым. В XVIII-XIX века в Марийском крае начинает развиваться промышленность: появляются предприятия, связанные с лесозаготовкой и деревообработкой, судоремонтный, стекольные и винокуренные заводы. Повышается образованность населения – открываются марийские школы, печатаются книги на марийском языке.

Несмотря на проводимую несколько веков христианизацию, существенная часть марийцев сохранила языческие дохристианские верования. Христианизация приводила к тому, что мари уходили в леса, оставляя пустыми целые деревни. При Петре I начинает что-то меняться: мари призываются в армию, начинается научное исследование территории, составляются первые письменные памятники марийского языка. Первая марийская грамматика Пуцека-Григоровича появилась в 1792 году. Марийский язык относится к волжско-финской группе финно-угорской семьи. Имеется письменность на основе кириллицы, выходят газеты.

После установления Советской власти в Марийском крае, как и в стране в целом, шло национально-государственное строительство. 4 ноября 1920 года декретом ВЦИК и СНК РСФСР была образована Марийская автономная область, 5 декабря 1936 года в соответствии с Конституцией СССР она была преобразована в Марийскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

Вместе со всей страной Марийский край пережил и коллективизацию, и индустриализацию. В годы первых пятилеток в республике было построено и введено в действие 45 промышленных предприятий, на которые командировались специалисты со всей страны. Параллельно шло обучение и национальных кадров для промышленности и сельского хозяйства республики.
Не обошли стороной Марийский край массовые репрессии. 30-е годы стали черной страницей в истории республики – по различным оценкам погибли и попали в лагеря до 40 тысяч человек разных национальностей. Марийская национальная интеллигенция тогда была практически уничтожена.

В годы Великой Отечественной войны на фронт из Марийской АССР ушло более 130 тысяч человек, и почти 74 тысячи из них не вернулись домой. 44 уроженца Марийского края были удостоены звания Героя Советского Союза, более 14 тысяч награждены орденами и медалями. Промышленность находившейся в тылу республики была перепрофилирована на выпуск военной продукции. Была налажена работа предприятий, эвакуированных из западных областей. Среди выпускаемой продукции были авиабомбы, снаряды, прожекторы, оптические приборы, прицепы для артиллерийского и стрелкового оружия, сани и лыжи. Марийский лес шел на восстановление городов, разрушенных поселков и предприятий.

В послевоенные годы экономика и культура Марийской АССР получили дальнейшее развитие. В республике возникли новые крупные предприятия машиностроительной, приборостроительной и других отраслей промышленности. За свои успехи республика была награждена орденами Ленина, Октябрьской Революции и Дружбы народов.

Преобразования последних десятилетий прошлого века, приведшие к распаду СССР, изменили и государственное устройство Марийского края. В октябре 1990 принята Декларация о государственном суверенитете, с 8 июля 1992 года республика официально стала называться Республика Марий Эл, а 24 июня 1995 г. была принята новая Конституция Республики Марий Эл.

Главные символы Марийского края

Прежде всего, вам следует знать, что действующие флаг и герб приняли несколько лет назад. В 2011 году с таким предложением выступил экс-руководитель региона Леонид Маркелов. Эту инициативу он аргументировал тем, что новые символы должны отразить нынешнее развитие республики.

Сегодняшний флаг Марий Эл представляет собой прямоугольное полотнище белого цвета, которое со стороны древка имеет полосу красного оттенка с традиционным орнаментом. В его центре располагается герб Марийского края. Предыдущий флаг был разделён на три части: верхняя – синяя, средняя – белая и нижняя – тёмно-красная. В центре белой полосы был тёмно-красный крест народа мари.

Если говорить о гербе, то сейчас на нём изображён медведь с золотыми когтями, зубами и чёрными с серебром глазами. В правой лапе хищник держит обращённый вниз меч в лазоревых ножнах с золотыми фрагментами и золотой молот с серебряной рукояткой. В левой лапе у зверя находится окраенный золотом лазоревый щит с изображением золотого скошенного марийского креста. Прежний герб представлял собой щит, в золотом поле которого находится червлёный скошенный национальный крест, созданный двумя парами сдвоенных, отвлечённых узких перевязей накрест, на концах дважды гаммировано-загнутых внутрь каждой пары, с ромбом посередине. При этом щит обрамлён в лентах в цветах государственного флага Республики Марий Эл.

Если говорить о гимне, то он действует уже 30 лет. Его написал профессиональный композитор, член Союза композиторов РФ Юрий Евдокимов на слова поэта, члена Союза писателей РФ Давлета Исламова.