Марийские гусли – бренд республики. Народная музыка мари создавалась на основе пентатоники, характерной для многих стран от Японии до Шотландии. Эксперты отмечают близость звучания старинных марийских мелодий с образцами старинной венгерской народной музыки, народа финно-угорской группы.
И хотя гусли присутствуют в культуре многих стран, у марийскиого инструмента, который называется «кюсле», все же есть отличие по форме, размеру и количеству струн, которое доходит до 24. Строй музыкального инструмента занимает три октавы: от ноты «До» малой октавы до ноты «Ми» третьей октавы.
В старину корпус щипкового инструмента изготавливали из тонких березовых досок, деку – из мореной пихтовой древесины, для струн использовали овечьи кишки. Сейчас cтруны стальные. Для извлечения звука используется щипок, мелодию исполняют правой, а сопровождение – левой рукой. Причем, в отличие от русских гуслей, марийские музыканты не используют медиатор. Традиционно кусле держат на коленях. Но играли и стоя, и даже на ходу.
Изначально гусли использовались для сопровождения религиозных обрядов в священных рощах, причем гуслярами были только мужчины. Одетые в белые одежды они играли на гуслях возле жертвенных костров. У горных мари традиционный инструмент присутствовал на праздниках и свадьбах часто в составе ансамбля с другими инструментами.
Столицей гусляров был город Козьмодемьянск. Здесь к началу XX века была открыта школа-мастерская по производству струнных инструментов, в которой изготавливались марийские гусли. Гусляры, а к XIX веку ими становились и женщины, пользовались почетом и славой, их звали на ярмарки, торжества и праздники. На всю Россию славилась гуслярша из марийского края Мария Лукьянова, которую благодаря ее виртуозной игре приглашали на разные мероприятия, о ней с восторгом писали журналы «Современник» и «Отечественные записки».
В советский период первым профессиональнымисполнителем на марийских гуслях стал Павел Степанович Тойдемар. Он руководил ансамблем гусляров Марийской филармонии, много сделал для популяризации народного инструмента. А где и как обучают игре на кюсле, проекту «Удиви меня, Марий Эл!» рассказала Марина Альбертовна Завойскина, руководитель ансамбля гусляров «Чинчывий».
– Сейчас кануло в лету та традиционная функция инструмента – исполнение обрядовой музыки в рощах. Это явление осталось только единично. В основном гуслям обучают в школах нашей республики, особенно много классов гуслей в районах. После обучения в музыкальной школе будущие гуслярши поступают в колледж культуры и там на протяжении четырех лет развивают технику исполнение игры на гуслях, – поделилась педагог.
Проникнуть в душу народа можно услышав его музыку. В Марий Эл традиция игры на гуслях переживает второе рождение, а сами гусли стали узнаваемым брендом республики.