Народ мари сохранил и продолжает использовать целый ряд музыкальных инструментов, которые давно исчезли из повседневной жизни других народов земного шара. Волынка, барабан, гусли, скрипка, свирель, гармонь хранились в каждой семье, и не просто хранилось – а звучали в назначенный день и час.
На обряды и в гости звала осенняя труба («шыже пуч»). Ее сильный голос звучал на всю округу, она была инструментом сигнальным, могла помочь на сплаве леса или на охоте. А если на трубе по осени играла девушка, это означало, что она готова выйти замуж.
Особое предназначение было и у марийской волынки. Шувыр – как она называется по-марийски – инструмент не только музыкальный, но и магический. Услышав его люди иногда замирали на месте в оцепенении. Шувыр умел разговаривать с травами и птицами, его звук способствовал урожаю, поэтому с волынкой обходили поля. Кто хоть раз услышал марийский шувыр, тому уже трудно забыть эти пронзительно-щемящие многоголосные звуки. Волынщика охотно звали на свадьбы, здесь он умел развеселить народ. Денег за работу музыкант не брал, за игру его одаривали рубахами и полотенцами. Сколько накопится полотенец, столько раз ты играл на свадьбе.
Особым почтением пользовались кусле – так называют марийские гусли. У мари даже есть поверие, что шувыр народу подарил злой дух Керемет, а кусле дал Бог. Согласно мифам, сам Бог Юмо играл на гуслях, сидя на туче. Марийские гусли мастерили в виде трапеции из тонких досок березы, пихты, клена. Струнами служили овечьи кишки, сейчас они стальные. Поначалу струн было 15-17, у современных гусляров их число доходит до 35. Без гуслей не обходились ни свадьбы, ни праздники, ни моления в священных рощах. Согласно традиции играть на гуслях должна уметь каждая девушка, а иначе ее замуж не возьмут. Играли на марийских гуслях сидя, стоя и даже при ходьбе.
Как и гусли, на марийской земле очень популярна гармоника, хотя это более молодой инструмент. Для того, чтобы звучание инструмента соответствовало мелодике марийских песен, гармонь перестроили на традиционный музыкальный звукоряд – пентатонику. И появилась марла-кармонь – марийская гармонь.
Ритм для марийских мелодий отбивает тумыр – двухсторонний барабан. Его корпус изготавливали из стволов липы или осины, выдалбливая сердцевину. По мембранам тумыра ударяют двумя дубовыми или кленовыми колотушками длиной в 25 см. Когда-то тумыр также был обрядовым инструментом, его звук означал сигнал для сбора к обряду или празднику. Музыкант мог стучать по барабану, подвесив его на ремне через плечо, или сидя, положив его на колени. Сейчас марийский барабан обычно звучит в ансамбле с другими музыкальными инструментами.
В ходу у современных марийцев и множество других старинных инструментов: трещотки, свирели, мандолины. Вот такой это музыкальный народ – марийцы!