Паломничество в Марий Эл

С 9 века марийцы вошли в контакт с продвигавшимся на восток славянским и славяно-финским населением, основавшим города Ростов, Галич, Ярославль, Суздаль, Владимир и в 1221 году Нижний Новгород.

Продолжительность: 13 минут 2 секунды
Паломничество в Марий Эл

С 9 века марийцы вошли в контакт с продвигавшимся на восток славянским и славяно-финским населением, основавшим города Ростов, Галич, Ярославль, Суздаль, Владимир и в 1221 году Нижний Новгород. Таким образом, марийцы попали в сферу влияния Древнерусского государства.

Постепенно западные марийцы по принятии христианства ославянились, нежелающие принимать его бежали на восток. В Средние века обычным делом стали русско-татарские столкновения на марийских землях. В 1551 году земли горных мари попали под контроль Русского царства, а в 1552 году царские войска взяли Казань, и луговые мари начали платить Русскому царству дань. Начался 30-летний период черемисских войн, который завершился воздвижением городов-крепостей для постоянного содержания военных гарнизонов. Так в 1583 году был основан Козьмодемьянск, а в 1584 году — Царевококшайск — ныне Йошкар-Ола.

В русских городах церковь появлялась одновременно с их основанием. Интерес представляет документ, относящийся, правда, к Чебоксарам. Назначенный в 1555 году архиепископом Казани Гурий по пути должен был освятить новый город на реке Чебоксарке. С воеводами он выбрал место для Соборной церкви, где временно была поставлена палатка, полотняная церковь. В ней Гурий отслужил первую литургию, затем очертил территорию, где «граду быти», произнес поучение будущим жителям и властям города, благословил иконой Богоматери и обошёл с крестом и песнопением будущие городские стены. Можно полагать, что закладка города на Кокшаге происходила примерно так же. Он с самого начала представлял собой православный город. В числе его основателей был и священник. С предводителем военного отряда он определил место для будущей церкви. Им стал участок земли на правом возвышенном берегу реки, где и была заложена Соборная церковь.

К 1646 году в Царевококшайске действовали Соборная, Приходная и в Новокрещенской слободе Рождественская церкви. Они играли определённую роль в общественно-политической, культурно-миротворческой жизни Царевококшайска и уезда, в распространении грамотности среди посадского населения. В 1690 году во время пожара в Царевококшайске деревянные постройки, в том числе церкви, сгорели.

В начале 18 века в городе не было школ, но многие посадские люди знали грамоту, о чём в первую очередь говорят «рукоприкладства», которыми сопровождались показания горожан в ходе переписей. В 1720 году работали четыре церкви и службу несли 39 человек. В Царевококшайске широкое храмовое строительство началось в 1730-е годы, но большинство городских церквей были построены в 1750-е годы в период царствования императрицы Елизаветы Петровны. В Козьмодемьянске первые каменные церкви Троицкая и Богоявленская были воздвигнуты в 1733 и 1734 годах. В основанных ещё в 17 веке монастырях возводились также каменные храмы. Первыми из них стали Спасский собор Спасо-Юнгинского и церковь во имя жён мироносиц Ежово-Мироносицкой пустыни.

19-ый век для Марийского края стал «золотым веком» храмового строительства. Более трети из сооружённых в это время храмов приходится на период с 1811 по 1829 годы. Тогда были построены церкви многих сёл. Главная причина строительства храмов — общий подъём русской национальной культуры, особенно после триумфальной победы России над Наполеоном в Отечественной войне. Многие храмы закладывались всенародно как памятники победы и строились в традициях позднего классицизма — стиля, наиболее ярко отражавшего мемориальный характер церковного сооружения.

В 1910-е годы строились деревянные и каменные церкви в тех сёлах края, где они ещё не были воздвигнуты, или взамен обветшавших деревянных. Лишь Первая мировая война несколько приостановила этот процесс. А затем пришла революция с её потрясениями и разрушением православного уклада жизни.
В начале 1930-х годов прокатилась первая волна разрушения храмов. Она в основном коснулась городов. В Йошкар-Оле была взорвана монастырская Входоиерусалимская церковь, началось разрушение Троицкой церкви.

Вторая волна разрушений храмов пришлась на конец 1930-х годов. Именно тогда массовый характер носило закрытие сельских храмов. По данным на октябрь 1942 года, в районах Марийской АССР до 1917 года насчитывалось 162 православных храма. Не закрытыми оставались 9 храмов. Таким образом, более полутора сотен церквей, часовен были закрыты.

В 1961 году до основания был разрушен Воскресенский собор в Йошкар-Оле. Закрывали даже те церкви, которые сохранились в сталинский период.

Символы православия в Марий Эл

История утверждения православия на марийской земле неразрывно связана с обретением икон. В 1647 году образ Пресвятой Богородицы со святыми жёнами-мироносицами положил начало основанию Мироносицкой пустыни в Царевококшайском уезде. Эта икона стала общерусской православной святыней, небесной покровительницей Марийского края. Святой образ притягивал к себе богомольцев из разных мест. Огромное стечение народа к чудотворному образу в Мироносицкую пустынь наблюдалось три раза в год: 1 мая — в день явления иконы; на 3-ю неделю после Пасхи — неделю прославления жен-мироносиц и 23 июня — в день Владимирской иконы Божией Матери. В монастыре собиралось свыше 3 тысяч богомольцев и паломников из Казанской и Вятской губерний.

В селе Большие Шапы Арбанской волости Царевококшайского уезда около 1740 года крещёному марийцу Аникейке был явлен на березе Нерукотворный образ Спасителя, прославившийся исцелениями больных. На горной стороне края чудотворениями особенно прославилась Владимирская икона Божией Матери — храмовая икона Владимирской церкви из села Владимирское — список с чудотворной Владимирской иконы, принесенный служилыми людьми из Москвы в XVI веке.

В Козьмодемьянском Троицком женском монастыре своими чудотворениями славилась икона Божией Матери Скоропослушницы. Она была получена из Афонского Дохиарского монастыря в благословение вновь открываемой женской обители. Как сообщалось в «Известиях по Казанской епархии», бесчисленные чудеса были явлены от этого образа: слепым она даровала прозрение, хромым — хождение, расслабленных — утвердила. Икона находилась в Троицком соборе монастыря в богато украшенной резной сени.

Храмы Марий Эл сейчас

1993 год – это год учреждение Йошкар-Олинской епархии. Епископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн освящал престолы восстановленных храмов, благословлял народ на добрые дела. Уже к 1997 году в Йошкар-Олинской епархии действовало более 50 церквей, восстановлена Мироносицкая пустынь, основан Богородице-Сергиев монастырь в Килемарском районе.

Собор Вознесения Господня


Второй каменной церковью Царевококшайска был Собор Вознесения Господня или Вознесенская церковь, как её чаще называют. Построена она в 1756 году во времена императрицы Елизаветы Петровны на средства купца Ивана Андреевича Пчелина, дом которого находился рядом с храмом. По архитектурным формам Вознесенская церковь — типичный памятник русского зодчества XVII—XVIII веков. Она построена по типу «восьмерик на четверике», двухэтажная.

Интерес представляет название Вознесенской церкви. Она названа «Воздвижение». Недалеко от храма располагалась Воздвиженская слобода, поэтому прихожане церковь иногда называли ее «Воздвижение».

Собор Воскресения Христова

Воскресенский собор в Царевококшайске был построен во времена императрицы Елизаветы Петровны в 1759 году и являлся главным храмом города и уезда. По своим архитектурным решениям собор — памятник архитектуры XVIII века. Он принадлежал к типу храмов «восьмерик на четверике».

Престолов в храме было три: главный в честь Воскресения Христова; правый в честь св. мученика Феодора; левый в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В главном храме был четырёхъярусный иконостас, в приделах — двухъярусные. Собор имел в достатке церковную утварь, богатую библиотеку.

В главном иконостасе было 35 икон, часть из них в позолоченных ризах. В соборе находилась особо почитаемая икона Спасителя — старинная икона в окладе, принесенная стрельцами из Москвы.

На колокольне было 6 колоколов, самый большой весом в 200 пудов. В соборе даже имелся хор.

В начале XX века в приходе собора было 508 дворов, имелись школы: Медведевское министерское 2-классное училище, открытое в 1910 году, Березовское начальное, открытое в 1906 году. В июле 1922 года община верующих Воскресенского собора заключила договор с Краснококшайским кантисполкомом о бессрочном и бесплатном использовании здания.

В 2007 году было принято решение о строительстве на этом месте нового храма. Новый храм сохранил название Воскресенский собор.

Церковь Тихвинской Иконы Божьей Матери

Ещё одна старинная каменная церковь города, сохранившаяся до наших дней — церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Она была построена в 1774 году на средства купца Вишнякова при городском кладбище. Постоянной службы в ней не было, а проводилось отпевание. Возле церкви были захоронения служителей церкви и знатных людей города, а в левом дальнем углу кладбища были могилы австрийских солдат и офицеров, плененных в Первую империалистическую войну 1914 года.

В октябре 1926 года горисполком принял решение о запрете похорон на кладбище и закрытии церкви. Решением городских властей в августе 1927 года часть церковного имущества храма была передана общине верующих села Масканур. Могилы сравняли с землей. Храм пришёл в запустение, лишился своей главы и колокольни.

В начале 90-х годов XX века церковь была реконструирована, и в ней проходят богослужения. Проведенная реконструкция возродила храм в ином виде. Реставрация позволила бы сохранить первозданный облик церкви. Скромная по размерам и декоративному убранству церковь имеет главный храм — двухсветный четверик, широкую трапезную и колокольню юго-западного торца. Храм двухпрестольный: главный престол во имя Тихвинской иконы Божией Матери и придел во имя св. великомученика Георгия Победоносца. Восстановлен интерьер храма. При церкви работает воскресная школа.