Замок Шереметева. История великой семьи

Замок Шереметева называют жемчужиной Поволжья. С зубчатыми башнями и цветными витражами, он похож на средневековый и привлекает туристов своеобразной красотой.

Продолжительность: 11 минут 58 секунд

Замок Шереметева. История великой семьи


Замок Шереметева называют жемчужиной Поволжья. С зубчатыми башнями и цветными витражами, он похож на средневековый и привлекает туристов своеобразной красотой. Чем же так удивителен этот замок? Прежде всего, родословной его владельцев. А владельцами были Василий Петрович и Ольга Дмитриевна Шереметевы — потомки известного рода. Ольга приходилась родной сестрой Михаилу Скобелеву — генералу, знаменитому герою Шипки.
Замок, возведенный в стиле поздней неоготики, имеет также черты готического, восточного, романского и древнерусского стилей. Сочетание красного и черного кирпича с белокаменными деталями просто завораживает. Южный вход ведет в зимний сад со стеклянным куполом. К строительству замка приложили свой талант архитекторы Парланд, Корш, Штерн, Мюллер, Розов, Малиновский. Для устройства мозаичных полов был приглашен итальянский мастер Ерме Кристофоли.
Комнаты замка имели собственное назначение. Среди них известный кабинет генерала Скобелева с богатейшей коллекцией оружия. Интерьер другого зала, исполненного в восточном стиле, напоминал персидский. В нем сохранились цветные мраморные колонны, привезенные из Италии, на мозаичном мраморном полу — арабские росписи. Есть также Картинная галерея, Дубовая комната. Как правило, все бывшие господские комнаты связывали между собой специальные переходы с винтовыми лестницами.
В усадьбе Шереметевых большая парковая зона. На естественных холмах размещается сосновый бор, с южной стороны разбит березовый лес с липовыми и дубовыми аллеями и кленовыми рощами.
Многих туристов восхищают архитектура и убранство Михайло-Архангельского собора. Подобного храмового строения не найти на всем левом берегу Волги. С высоты птичьего полета храм повторяет форму креста.
Расположение замка в благоприятных природных условиях — близость рек Волги и Ветлуги, наличие девственных лесов сосны, дуба, березы — привлекали русских художников, писателей и историков. В замке бывали Владимир Короленко, Иван Айвазовский.
Василий Шереметев был страстным ценителем искусства, собравшим большие коллекции. В их числе древняя керамика, майолика, картины мировых художников (например, Эль Греко, Рембрандта), изделия из китайской и японской бронзы, гобелены, ковры. В 1923 году они были вывезены из замка в Нижний Новгород. К сожалению, многое безвозвратно утеряно.
В 90-е годы, как и многие архитектурные сооружения России, замок переживал тяжелые времена.
Ныне усадьба реставрируется, часть помещений передана под гостиничный комплекс. Проживание в замке XIX века — это уже интересно. Кажется, здесь время идет по-другому, все дышит историей.
Первым владельцем этих мест был адмирал, учёный, дипломат Фёдор Алексеевич Головин, которому в конце XVII века пожаловали Барминскую волость на Волге за заслуги перед Петром Великим. О славном адмирале напоминает четырёхроговый становой якорь, который до сих пор стоит в сквере напротив центрального входа в замок. Его дети и внуки не унаследовали страсть к морю, впрочем, как и к труду, сибаритствовали и прожигали наследство. После смерти внука адмирала, Николая Головина, его жена и две дочери отказались принять наследство, которое было обременено долгами. Имение в Юрино, по одной из версий, было проиграно в карты, а по другой, разыграно в лотерею. Выигрыш досталась одесситам и в непроходимых марийских лесах появилась «еврейская тропа».
Замок полнится легендами. И даже не записанные пером, они не боятся ни топора, ни огня, потому что это сказания о том, как давление и жестокость порождают стремление к свободе, а простой человек, несмотря ни на что, всегда тянется к любви, как молодой росток к солнцу. Так случилось и с крепостной девкой Палашей, чей образ и по сей день, говорят, можно встретить в дворцовых коридорах.
Когда Сергей Васильевич встал во главе наследства, включая Юринскую волость, ему не было и сорока. Но его имя уже было известно всей России. И не только известно, но и проклинаемо: крепостными – за крутой нрав, частью дворянства – за подавление восстания декабристов. Полком, которым командовал Сергей Шереметев, был дан первый шрапнельный залп по восставшим. Сергей Васильевич – родственник Елизаветы Соломоновной Мартыновой, сестры Николая Мартынова – убийцы Лермонтова. Участник Бородинского сражения и русско-турецкой войны 1828 года. Личность очень неоднозначная: харизматичный, умный и начитанный, в то же время деспотичный до самодурства, властолюбивый и жестокий. Жизнь помещика протекала в роскоши, пока нищие и босые крестьяне страдали от голода и болезней. Наравне со взрослыми на него работали изможденные старики и дети. В имении ни один крепостной не оставался без порки розгами и плетьми. Били за все: за пропавшую собаку, не так поклонился, за неуплату оброка и просто так.
Своей семьи Сергей Васильевич не завел. В нижегородских архивах остались письма крепостных, предлагающих ему свое целомудрие. Сохранились и любопытные списки крестьянских дочерей-девок - напротив фамилии каждой давалось объяснение, почему она не числится «в замужестве»: Василиса Моисеевна, 21 год – «немая»; Анна Сенихина, 29 лет – «припадочная»; Фекла Махова, 18 лет – «одна ноздря срослась. Взыскано 20 аршин холста»; пятнадцатилетние Наталья Никитина и Салмания Палагушина – «записались быть замужем». Кому за кем быть – помещик назначал сам. Нередко понравившуюся ему женщину увозили прямо со свадьбы в барскую усадьбу.
Истории, которые ни разу не знали бумаги и чернил, слетают с губ, кажется, самого глубинного народа так естественно и неприкрыто честно. Крепостная девчонка проживает в этих историях свою жизнь — в сути своей переданную без ошибок — немного по-новому, каждый раз заканчивая ее горестной заупокойной песней.
О самой Палаше известно немногое. Жила в Юрино во второй четверти XIX века крепостная девка. Полюбился ей конюх Петр. Уже и свадьба была назначена – на Покров. Но планам этим сбыться было не суждено: молодая красавица приглянулась старому барину. Палаша, по всей видимости, была не из тех людей, кто все видит да терпит, на компромисс с хозяйскими порядками идти отказалась. Вскоре барин отдал Петра в рекруты, а Палаша была схвачена. Но и под угрозой смерти девушка не покорилась, сопротивлялась насилию: хватила барина подсвечником по голове и сбежала. Но, как мы помним, бежать из Юрина некуда. Палаша была схвачена и по приказу хозяина замурована в одной из стен кирпичного дома. «Раз не захотела провести со мной ночь, проведешь вечность», - таково, как гласит легенда, было решение помещика.
Многие источники рассказывают, якобы девушка замурована в замке, но это не так. Замка в то время еще не было, на его месте стоял двухэтажный кирпичный господский дом, позже сгоревший. По некоторым данным, останки юной девушки и вправду были найдены при сносе барского дома. Но где эти данные и как их найти? В архивах разводят руками – дела давно минувших лет.
Известный нам дворцово-парковый ансамбль начал строиться уже после смерти Сергея Васильевича. Из года в год под разновысокими крышами замка гуляет ветер, рядом волнуется широкая Волга, ноги многих людей ступают по ветхому паркету. И рядом с этим вполне материальным свидетельством прошлого по-прежнему живет своей эфемерной жизнью история непокорной девушки. Печальный сказ, который мог бы постепенно стереться из людской памяти, если бы не одно «но». Легенда то и дело подпитывается новыми рассказами о том, как дымка, напоминающая очертаниями девушку в подвенечном платье, появляется в самых неожиданных уголках дворца.
Почти каждый из местных жителей видел Палашу в окне дубового кабинета замка, и люди не относятся к этим явлениям как к мистике, для них это часть повседневной жизни.
Встречаются истории и о том, что Палашу видели, всматриваясь в старое зеркало. «Если и правдивы эти истории, – говорят экскурсоводы, – то случалось это лет 30 назад или еще раньше, потому что зеркал шереметевских времен в замке давно не осталось».
Эзотерики считают, что именно зеркала и стекло дают возможность заглянуть в потусторонний мир, но завеса тонкой материи открывается не перед всеми. Экскурсовод Татьяна вспоминает, что когда начала работать в замке, долгое время и приходила раньше всех, и уходила позже. Бродила в одиночестве по темным коридорам, лестницам, пустым залам, спускалась в подвалы - так ей хотелось самой стать свидетельницей знакомых с детства таинственных рассказов. Но с ней ни одной истории по сей день так и не случилось.
Наталья Евсеевна, бывший экскурсовод замка, рассказывала случай, как однажды в обед услышала чьи-то шаги и бормотание. Дважды выходила из кабинета, смотрела, но никого не было. Тогда она сказала: «Ходите, пожалуйста». Шаги и бормотания стихли.
И подобных историй множество. Как приехал товарищ с какой-то проверкой по организациям, забронировал комнату на неделю. И каждый день приходилось переселять его из номера в номер – повсюду приходила к нему неуловимая, как дымка, девушка. Как две девчонки в номере 31 останавливались. Наутро одна из них проснулась от того, что в плечо ее толкнула девушка – сквозь сон не разглядела лица. «Вставай, – говорит, – вставай». А когда повернулась, увидела, что подружка ее спит еще. Как первый спектакль в юринском замке прошел. Перед балетом, лет 5 назад, привезли в замок стулья, расставили, дверь в зал закрыли. А утром пришли – все стулья разбросаны. И это продолжалось несколько дней.
В спальнях иногда при уборке находят белые волосы, собранные в пучок и будто намотанные вокруг пальца. Откуда они берутся – остается загадкой. Были и случаи, когда двери закрывались изнутри, тяжелые двери хлопали сами по себе, скрипели полы – но это обычное дело для старого замка.