Марийцев иногда называют последними язычниками Европы. Оказавшись между двумя мировыми религиями – христианством и исламом, маленький народ не отказался от своих верований. Хотя, по всей видимости, мари все же ближе к христианству.
В их религии есть главный Бог – Кугу Юмо, в его имение слово «юмо» означает небо. Он похож на древнего Перуна: его представляют с бородой и молотом. При нем всегда радуга – его боевой лук, и стрелы – молнии. Сидя на золотом престоле за семью небесами, за железным забором он наблюдает за людьми. Гроза на небе означает, что Кугу Юмо вновь пошел войной на злые силы. У Великого Бога небесного есть семья. Его жена Мланде-ава – Мать-земля. Она следит за тем, чтоб человек не нарушал законов родства: братья не женились на сестрах, внуки уважали дедов и бабок, дети почитали родителей, а родители заботились о детях.Она в ответе за все, что дает земля, прежде всего за урожай. Она отгоняет злых духов от домов и пашен, охраняет здоровье людей, бережет детей. Дочь Кугу Юмо и Мланде-ава зовут Юмын Удыр, она представляется пастушкой, пряхой, вышивальщицей. Полярную звезду на небе мари считают веретеном в ее руках. Так выглядит основной сонм богов марийских верований. Хотя большинство марийцев двоеверы, они соблюдают и христианские обычаи, и старинные обряды.
Для исполнения ритуалов в каждой марийской деревне есть избранные люди, жрецы, или «карты» по-марийски. Только им жители сел доверяют проведение главных ритуалов, молений в священных рощах. Священные рощи, которые есть по всей территории республики – это своеобразный храм всех богов Марийской традиционной религии. Здесь нельзя рубить деревья, курить, ругаться и лгать, собирать грибы и ягоды, охотиться, что-либо строить или выращивать.
На моления многие люди стараются надеть народный костюм или хотя бы его часть, какое-нибудь старинное украшение или шапку: чтобы бог не усомнился, что видит марийца (или чтобы самому об этом помнить). И все они делят принесенную пищу друг с другом, как братья и сестры.
Раз в пять лет проводится Мировое моление в священной роще, куда съезжаются марийцы со всей республики и соседних регионов. Зажигается пять кострищ, у каждого молятся своему божеству, готовят жертвенные блюда. Подготовка и поглощение жертвенной пищи сопровождается молитвой, в которой марийцы просят об урожае, о здоровье близких, о том, чтобы души предков чувствовали себя спокойно. Каждый благодарит богов и молится о своем и об общем благоденствии своего народа.
Вера предков официально утверждена в Марий Эл, и это помогает жителям республики сохранять свою самобытность.