Добро пожаловать в Козьмодемьянск!
Третий по величине город Марий Эл расположен в 150 километрах от Йошкар-Олы. Козьмодемьянск — речные ворота республики и ее единственный порт на Волге.
Продолжительность: 23 минуты 41 секунда
История города:

Третий по величине город Марий Эл расположен в 150 километрах от Йошкар-Олы. Козьмодемьянск — речные ворота республики и ее единственный порт на Волге.
Город основан в XVI веке русскими переселенцами на правом берегу Волги. После взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году для предотвращения восстаний в Среднем Поволжье были возведены города-остроги. В 1583 году вошел в их число и Козьмодемьянск. По поводу основания города существует легенда. Согласно ей, после покорения Казани царь Иван Грозный возвращался в Москву и остановился на ночлег на высоком берегу Волги, откуда открылась ему бескрайняя панорама заволжских далей. Иван Грозный счел это место стратегически выгодным и велел заложить здесь крепость. Было это в канун праздника православных святых Космы и Дамиана, поэтому и город назвали в их честь — Козьмодемьянском.

Крепость постепенно заселялась выходцами из соседних областей. Из маленького острога Козьмодемьянск к XVII веку превратился в процветающий ремесленный и торговый город. Этому способствовало его выгодное местонахождение — на бойком Волжском торговом пути, по которому следовали суда из Персии и Средней Азии в Нижний Новгород и Москву. Кроме того, через Козьмодемьянск проходил Сибирский тракт — сухопутный транспортный путь между Москвой, Сибирью и Китаем, что еще больше расширяло торговые возможности города.

Помимо торговли, жители Козьмодемьянска занимались рыболовством, охотой, пчеловодством и ремеслами. Сурская стерлядь вывозилась в Москву и Петербург, плетеная мебель продавалась по всей России, можжевеловые палки-козьмодемьянки славились по всему Поволжью. Уникальная козьмодемьянская резьба украшала деревянные дома и придавала неповторимый облик городу. В конце XVIII века стали строиться каменные дома и церкви, некоторые из них сохранились до наших дней. Во времена Петра I город стал одним из крупнейших поставщиков леса для русского флота, а в XIX веке — вторым по величине центром лесоторговли в России после Архангельска.

Во второй половине XIX века Козьмодемьянск был богатым купеческим городом, даже более процветающим, чем его соседи — Чебоксары и Царевококшайск (современная Йошкар-Ола). В нем проживало более 65000 человек, в городе было 40 кварталов, три площади, семь каменных храмов и один монастырь.

XX век нанес Козьмодемьянску сокрушительный удар. Город мог стать центром Марийского края, но этого не произошло. Вновь построенные железнодорожные и автомобильные пути через Козьмодемьянск не прошли, а речное сообщение потеряло свое стратегическое значение. После революции значительно сократилось население города, были уничтожены памятники архитектуры. В 1920 году столицей вновь образованной Марийской автономной области стал Царевокошайск, а Козьмодемьянск остался обычным райцентром. После строительства в 1970 году Чебоксарской ГЭС историческая часть Козьмодемьянска оказалась под угрозой затопления. К счастью затопления не произошло, и город уцелел.

Козьмодемьянск сегодня
Сегодня Козьмодемьянск — современный город, в котором проживают около 20 тысяч человек. В городе функционирует два крупных промышленных предприятия ОАО «Завод «Копир» и ООО «Потенциал».

Последние десятилетия стали для Козьмодемьянска временем возрождения. Вновь восстанавливаются храмы, реставрируются дома, создаются музеи, проводятся выставки. Козьмодемьянск — удивительный город трех эпох. Его новая часть — как в любом городе, где есть все: и магазины, и школы, и больницы, и высотные дома. Но присутствуют в городе еще две эпохи.


Связь города Козмодемьянска с Остапом Бендером

Появилась у Козьмодемьянска и современная «изюминка» — историки литературы сходятся во мнении, что именно этот город, расположенный близ Чебоксар, послужил прототипом города Васюки из произведения Ильфа и Петрова «12 стульев». Этот роман стал частью жизни козьмодемьянцев. В городе появился музей имени Остапа Бендера и памятник двенадцати стульям. Стал уже традиционным проводимый с 1995 года ежегодный фестиваль сатиры и юмора «Бендериада» — праздник с участием актёра в образе Остапа Бендера.


Козьмодемьянск называют городом Остапа Бендера или «Васюками», и этому есть объяснение

«Двенадцать стульев» – культовый роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова, который каждый не только слышал, но и цитировал в своей речи. Одной из точек маршрута в погоне за драгоценностями главных героев Остапа Бендера и Ипполита Воробьянинова был город Васюки, где Бендер провел масштабный сеанс одновременной игры в шахматы и принял решение воздвигнуть тут Нью-Москву – столицу страны, мира, а затем, когда будет изобретен способ межпланетного сообщения, и вселенной.

Если внимательно следить за перемещениями героев и переносить их маршрут на реальную географию России, то несложно сделать вывод, где примерно находились легендарные литературные Васюки. Если учесть характеристики города, описанные в романе, и брать во внимание тот факт, что сбегали из города герои на лодке и доплыли по Волге всего за ночь до Чебоксар, то сомнений почти не остаётся – прототипом населенного пункта, который Остап Бендер намеревался сделать столицей мира, является Козьмодемьянск.

Местные жители охотно приняли на себя «ношу» города Остапа Бендера и сделали это своим брендом, многие Козьмодемьянск так и называют Васюками. Путешественники, побывавшие там, говорят, что город и вправду похож на город Бендера, и в целом является довольно интересным для посещения.


Немного про «Бендариаду» в Козьмодемьянске

Про связь своего города и известнейшего романа Ильфа и Петрова козьмодемьянцы, конечно, тоже не забывают и активно развивают эту литературную историю. С 1995 года каждую предпоследнюю субботу июля в Козьмодемьянске проходит межрегиональный фестиваль сатиры и юмора «Бендериада». Во время праздника город на один день переименовывается в Васюки, жители встречают Великого Комбинатора, который прибывает вместе с Кисой Воробьяниновым и мадам Грицацуевой, и мэр Козьмодемьянска передает ключ от города Козьмодемьянска в руки Остапу Бендеру. Книжный герой произносит известную «крылатую» фразу из романа: «Лед тронулся, господа присяжные заседатели! Командовать парадом буду я!». Начало праздника знаменует карнавальное шествие по улицам города, в котором принимают участие местные жители и гости города.

В течение всего дня проходят мероприятия, позволяющие окунуться в атмосферу романа. На главной сцене проходит аукцион «Двенадцать стульев», где каждый желающий может испытать свою удачу, купив себе стул и, если повезёт, стать обладателем настоящего бриллианта, спрятанного в предмете мебели. А в одном из музеев собираются любители шахмат и сражаются с приглашённым гроссмейстером на шахматном турнире.

Фестиваль получил хороший отклик и заинтересовал общественность, и в день проведения второй по счету «Бендериады» в 1996 году в Козьмодемьянске открылся Музей сатиры и юмора имени Остапа Бендера.
Музей сатиры и юмора им. Остапа Бендера

Музей посвящен роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев» и его герою – Остапу Бендеру. Попав в музей, посетители окунаются в атмосферу сатиры, юмора и современного искусства. Здесь можно примерить образ Великого Комбинатора, его друга «гиганта мысли» Кисы Воробьянинова, несравненной Эллочки Щукиной и даже прокатиться на Антилопе Гну.
В этом учреждении собрано большое количество оригинальных экспонатов. Тут можно найти изделия художников и народных умельцев, поклонников творчества Ильфа и Петрова, как из нашей страны, так и зарубежья, а некоторые экспонаты попали сюда прямо с «Бендериады». В экспозициях музея можно проследить как «наследили» Бендер с Воробьяниновым в Васюках: где они побывали, как их подстригли, чем они «отобедали» в «Васюкинском нарпите», как прошла лекция Остапа и сеанс одновременной игры в шахматы. Кроме этого, можно сфотографироваться на фоне экспозиции «Остап в помещении шахсекции города Васюки» и узнать, сбылось ли обещанное Остапом преобразование города в шахматную столицу мира, а если повезет, то встретиться с живыми героями романа.

Главная экспозиция музея показывает Остапа и председателя васюкинского «Клуба четырех коней» во время сеанса одновременной игры в шахматы.

Также в музее экспонируются предметы быта 20-х годов XIX века. Экспозиции музея необычны и оригинальны. Имеется уникальная возможность пообщаться с местным скульптором, глиняных дел мастером Николаем Леденейкиным. В музее несколько веселых фотозон, которые погружают в эпоху романа.

Этнографический музей под открытым небом им. В.И. Романова

Этнографический музей под открытым небом был открыт летом 1983 г. на улице Промышленная, 2. Это событие было приурочено к 400-летию Козьмодемьянска. Он стал основным хранилищем памятников зодчества, предметов быта, труда и культуры земледельцев и кустарей. Ожившие экспонаты помогают глубже познать историю, внушают гордость за славные дела предков. Организаторы музея стремились воссоздать оригинальные детали архитектуры и быта народа мари, который умел жить в ладу с природой.

Площадь музея составляет более пяти гектаров. На его территории построено более 60 различных объектов и строений, собрано свыше 7000 экспонатов старины, предметов труда и быта.

Коллекции музея состоят из хозяйственных построек: жилой избы, срубленной из неподсоченной сосны, амбаров, ветряной мельницы, кузницы, бани по-черному и бани по-белому и многих других. В музее представлены различные предметы труда и быта, плетеные изделия, образцы тончайшей горномарийской вышивки XVIII – XX вв., единственное в своем роде национальное женское украшение под названием – чаломкинская цепочка, за которые мастера-умельцы получали призы на крупных российских выставках. Представленные в нем постройки и экспонаты дают полное представление о том, как жили мари в прошлом.

Памятники Архитектуры города Козьмодемьянск

«Что ни дом, то чудо» — так часто говорят об архитектуре Старого Козьмодемьянска. В его облике сохранилось наследие уездного города, прогуливая по улицам, можно увидеть немало интересных зданий – памятников гражданской архитектуры.

Особняк Пономарева на улице Лихачева, 10

Один из самых известных купеческих особняков города выделяется размахом строительства. Зажиточный купец, стремясь продемонстрировать своё богатство, даровал городу примечательный дом. Звали купца Александр Михайлович Пономарев. Особняк площадью больше 700 кв. м. он соорудил на собственные средства в 1884 году.

Его помещения использовались и для жилья, и для торговых нужд. В архитектурном облике выделяются пилястры и каменная галерея. В 1905 году Пономарев продал своё владение, до революции в здании располагалось дворянское собрание, а в советское время здесь были разные организации – народный театр, магазины.

Голландский домик на Советской, 33а

Не характерным для Козьмодемьянска архитектурным обликом выделяется двухэтажное каменное здание. Оригинальным его делают каменные фронтоны и кирпичные наличники окон. Достопримечательность известна как «Голландский домик». Этот объект – наследие Первой мировой войны. Его возводили в 1916 году военнопленные австрийцы.

Особняк Овчинниковых

Оформление наличников и «резной пояс» — главные его архитектурные особенности особняка, некогда принадлежавшего семье Овчинниковых. Дом является единственным в городе объектом, отсылающим к образу Василиска – мифического существа, чем-то напоминающего дракона. Когда-то оно украшало герб города Козьмодемьянска. Образ этот используется в оконной резьбе купеческого дома, построенного в конце XIX века.

Дом Сурьяниновых на Советской, 8

В оформлении многих исторических зданий Козьмодемьянска используется резной декор. Это одна из «фишек» архитектурного облика города. Есть даже такое устоявшееся понятие «козьмодемьянская резьба».

Легкой и ажурной резьбой примечателен дом 1910 года постройки, принадлежавший Матвею Сурьянинову, первым в истории Козьмодемьянска, организовавшим переправу через Волгу. Двухэтажное строение выглядит легким и воздушным. В оформлении встречается фигурка льва, характерная черта декора некоторых богатых домов города.

Дом Василия Губина

Здание с интересными резными орнаментами – одноэтажный дом 1912 года постройки. Его построил подрядчик М.И. Коснов. А заказчиком и владельцем был Василий Губин – известная в городе личность, крестьянин по происхождению, он сумел выбиться в купцы и даже возглавить город. Дом он строил для сына.

Домовая резьба Козьмодемьянска



Гуляя по исторической части Козьмодемьянска Республики Марий Эл можно часто встретить на домах красивую резьбу. Сейчас это, конечно же, является красивым элементом украшения дома, но раньше резьбу использовали абсолютно для других целей.

Раньше считалось, что резьба является защитой дома от нечистой силы и привлекает здоровье и благополучие в семью, которая и проживает в доме. Существовала целая система символов и знаков, которые, как считалось, защищали пространство. Дом мог не быть полностью украшен резьбой, но какой-то элемент дома всё-таки украшали – будь то ставни, карниз или что-то другое

Домовой резьбой каждый хозяин пытался украсить крыльцо, наличники, карнизы. В резьбе использовались простые геометрические фигуры. В домовой резьбе используется практически все виды деревянной резьбы: прорезная, накладная, рельефная и скульптурная.
Расцвет домовой резьбы пришёлся на XIX век. В то время она приобрела особенную архитектурно-декоративную ценность в украшение всего здания. К концу XIX века большую популярность обретает декоративность наличника. Из-за этого происходит усложнение и увеличение в размерах верхней, нижней и боковой его частей

Что же касается козьмодемьянской домовой резьбы конца XIX и начала XX века, то она вобрала в себя различные элементы, которые появлялись в различных местах страны. Так, например, в местной домовой резьбе есть виноградные лозы, пришедшие с Украины. Используются и древние солярные знаки в виде «лучистых кругов», как символ солнца, сандрики над окнами, которые появились во времена нарышкинского барокко в каменном зодчестве, а также марийские обереги.

Если всмотреться в домовую резьбу, которая есть в Козьмодемьянске, то можно сделать вывод, что не так и много используется элементов. Но то число композиционных вариантов, которое имеется – огромное множество.

Тому, что в Козьмодемьянске строилось множество деревянных домов с резьбой, поспособствовало наличие на правом берегу Волги крупных лесных массивов и искусных плотников. В 2016 году деятель науки и культуры, историк-краевед, председатель марийской организации Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Арнольд Муравьёв отмечал, что Козьмодемьянск насчитывает 158 памятников истории и архитектуры, из них 59 деревянного зодчества с общей площадью декоративной резьбы, примерно 2020 квадратных метров.

Собор Смоленской Божьей матери

Смоленский собор видно издалека, а находится он на улице Советская, 39. Это самый красивый, самый «нарядный» храм в Козьмодемьянске. Он был построен в 1871 году в память о спасении императора Александра II при неудавшемся покушении на него студента Д. Каракозова. По декоративному убранству Смоленский собор напоминает Храм Христа Спасителя в Москве. Собор трехпрестольный: главный престол во имя Смоленской иконы Божией Матери, придел с правой стороны во имя Архистратига Михаила, с левой — во имя святого благоверного князя Александра Невского. Собор является интересным памятником церковного зодчества второй половины XIX века, тогда зодчие большое внимание уделяли возрождению старых русских строительных традиций, канонов и элементов зодчества Руси XVI-XVII вв.



Храм был закрыт в 1929 году, здание собора лишилось пятиглавия и было передано под краеведческий и художественный музей. И только в конце 90−х годов XX века Смоленский собор вновь обрел свое истинное предназначение. В короткие сроки было реставрировано пятиглавие и внутреннее убранства храма. С 1 августа 1998 года в соборе начались богослужения.

Свято-Троицкая церковь на улице Чернышевского, 62

Белокаменная Троицкая церковь — один из старейших храмов города на Волге. В начале XX века ее называли лучшей в городе, и сегодня она остается одной из главных достопримечательностей Козьмодемьянска. Церковь была построена в 1733 году на Пугачевой горе. На ее колокольне в начале XX века имелось 7 колоколов. Самым крупным из них был стопудовый, отлитый в Казани на заводе купца Луки Рукавишникова. Средние колокола имели вес 60, 25 и менее пудов и были отлиты мастерами-литейщиками Саратова и Чебоксар. В храме имелась церковноприходская школа. В 1938 году Троицкая церковь была закрыта. Здание храма передали под квартиры.

Только в 90−е годы прошлого века храм был передан общине верующих и началось его восстановление. Храм обрел свой голос. 200−килограммовый колокол, доставленный из Новочебоксарска, мелодично звучит над древним городом. Восстановлен интерьер церкви: появился новый иконостас, мраморный пол, укреплены своды, ведется работа по восстановлению фресок. При храме открыта духовная школа, которую посещают около 20 мальчиков и девочек.

Стрелецкая часовня на площади Карла Маркса

В Козьмодемьянске недалеко от пристани расположен один из интереснейших памятников города — Стрелецкая часовня. Она была возведена в 1697 году в память об участии 240 козьмодемьянцев в азовском походе Петра I против крымского хана. Часовня была построена в 1697−1698 гг. стрельцами, жившими в Козьмодемьянске.

В начале XIX века часовня была приписана к Троицкой церкви. В ней находилась древняя большого размера икона Нерукотворного образа Спасителя, свято чтимая не только козьмодемьянцами, но и окрестным населением. На иконе имелась надпись, сообщавшая миру о ее «устроении» в 1644 году при царе Михаиле Федоровиче. В советское время шатер у башни снесли, а саму часовню переоборудовали в керосиновую лавку. В 80−е годы прошлого столетия Стрелецкая часовня была отреставрирована.